(Скрипицын; † 27.07. 1555, Троице-Сергиев мон-рь), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), бывш. митр. всея Руси. Принадлежал к известному с сер. XV в. роду Скрипицыных, вероятно детей боярских (среди свидетелей закладной кабалы, данной ок. 1447-1455 старцу Троице-Сергиева мон-ря Геронтию (Лихареву) Васюком Ногой Есиповым, упом. Казак Скрипицын - АСЭИ. T. 1. С. 448. № 465). Нек-рые родовые вотчины Скрипицыных перешли к Троицкому мон-рю в качестве вкладов. По всей видимости, буд. митрополит принял постриг в Троицкой обители. И. отмечен в актах 1526/27 г. как старец, участвовавший в межевании монастырских земель в Переславском и Московском уездах (Акты Рус. гос-ва: 1505-1526 гг. М., 1975. № 300. С. 299; № 302. С. 300-301).
В 1529 г. митрополит Даниил поставил И. игуменом Троице-Сергиева мон-ря. Очевидно, новый настоятель пользовался особым доверием вел. кн. Василия III Иоанновича. 4 сент. 1530 г. И. крестил новорожденного наследника - Иоанна IV Васильевича. 3 нояб. 1533 г. на Московском подворье Троицкого монастыря вместе с прп. Даниилом Переславским И. крестил 2-го сына вел. князя - Юрия. Согласно летописной Повести о болезни и смерти Василия III, 3 дек. 1533 г. смертельно больной вел. князь обратился к приехавшему в столицу И. с просьбой, не уезжая из Москвы, молиться «о земском строении, и о сыне моем Иване, и о моем согрешении» (БЛДР. 2000. Т. 10. С. 36). И. участвовал в монашеском пострижении вел. кн. Василия III перед его кончиной, совершенном митр. Даниилом. Автор Похвального слова Василию III характеризует И. как «мужа повсюду добродетелна и в всякой вещи беззазорна» (Розов Н. Н. Похвальное слово вел. князю Василию III // АЕ за 1964 г. М., 1965. С. 285).
В февр. 1534 г. был пересмотрен и подтвержден ряд льготных грамот Троице-Сергиеву мон-рю (не менее 24). С. М. Каштанов показал, что при выдаче мон-рю грамот на земли, входившие ранее в удел дмитровского кн. Юрия Ивановича, арестованного в 1534, привилегии мон-ря были существенно сокращены (Каштанов С. М. Социально-полит. история России кон. XV - 1-й пол. XVI в. М., 1967). В 1536 г. грамотой от имени вел. кн. Иоанна IV было запрещено отягощать излишними работами троицких крестьян в Переславском у. (ААЭ. Т. 1. № 182. С. 154). В 1537 г. И. обратился с просьбой к вел. князю о запрете торговли у киржачского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы женского монастыря, прошение было удовлетворено (АИ. Т. 1. № 138. С. 200). В кон. 1538 г. Троицкому мон-рю было возвращено отобранное Василием III право беспошлинной ловли рыбы в Переславском оз. Осенью 1538 г. Иоанн IV посетил Троице-Сергиев мон-рь в сопровождении бояр Шуйских.
2 февр. 1539 г. митр. Даниил был сведен с кафедры боярской группировкой во главе с кн. И. В. Шуйским. При избрании нового митрополита были выдвинуты 3 кандидата: Феодосий, игум. Варлаамиева Хутынского монастыря, Иона (Собина), архим. Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря, и И. 5 февр. состоялось избрание первосвятителя по жребию в московском Успенском соборе. 6 февр. И. как нареченный глава Церкви был введен на митрополичий двор, 9 февр. поставлен митрополитом. Сохранился чин поставления И. (ААЭ. Т. 1. № 184. С. 158-161), а также его «Исповедание веры» (Там же. С. 161-162). Возглавивший интронизацию митрополита Новгородский архиепископ святитель Макарий дал при этом И. «повольную» грамоту. На поставлении присутствовали епископы Тверской и Кашинский Акакий, Рязанский и Муромский Иона, Коломенский и Каширский Вассиан (Топорков), Сарский и Подонский Досифей, Вологодский и Пермский Алексий. И. стал 2-м после митрополита Симона (1495-1511) троицким игуменом, возведенным на Московский первосвятительский престол.
Исследователи (А. А. Зимин, И. И. Смирнов) полагали, что новый митрополит был поставлен благодаря князьям Шуйским, распоряжавшимся делами при малолетнем Иоанне IV, как сторонник нестяжательской идеологии. Враждебность И. по отношению к иосифлянам историки видели в назначении И. епископами игуменов сев. («заволжских») монастырей, а также в замечаниях И. о решениях Стоглавого Собора (см. ниже). Дополнительным свидетельством симпатии И. к нестяжателям может служить то обстоятельство, что при нем улучшилось положение осужденного Соборами 1525 и 1531 гг. прп. Максима Грека. В марте 1539 г. И. поставил 3 архиереев: на Ростовскую архиепископскую кафедру Досифея, игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, на Суздальскую кафедру Ферапонта, настоятеля Ферапонтова Белозерского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря, на Смоленскую кафедру Гурия (Заболоцкого), игум. Мефодиева Пешношского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря. До 2 июля 1542 г. с Коломенской кафедры был сведен Вассиан (Топорков). Следует отметить поставление митрополитом в диаконы, затем в священники и назначение настоятелем Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря книгописца Исаака Собаки, к-рый при митр. Данииле был осужден вместе с прп. Максимом Греком. Предварительно И. написал Даниилу, жившему на покое в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре, с просьбой разъяснить, «что Исакова ересь», и получил от него грамоты (Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971. С. 130-132, 138). По мнению Зимина, все эти мероприятия свидетельствовали о том, что И. был «откровенным противником иосифлян» (Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России, кон. XV-XVI в. М., 1977. С. 293). Известна единственная грамота И. Иосифову Волоколамскому мон-рю, выданная 12 июня 1539 г. Она не является актом большого значения: грамота подтверждает замену пошлины в митрополичью казну с церкви в принадлежавшем монастырю с. Бужарове Дмитровского у. оброком (АФЗХ. Ч. 2. № 56. С. 57).
В 1540 г. из Ржева в Москву для поклонения были принесены чудотворные иконы «Одигитрия» (Ржевская Оковецкая икона Божией Матери) и Честного Креста, их встречали И. с Освященным собором, вел. князь и Боярская дума. Перед этим митрополит соборно рассмотрел сведения о чудесах, происшедших от новоявленных икон (Сказания и повести о святых чудотворных иконах / Предисл.: [архим. Леонид (Кавелин)] // РА. 1881. Кн. 2. С. 10). На месте сретения чудотворных образов по повелению Иоанна IV был заложен храм, для к-рого вел. князь приказал написать копии икон. Появление святынь в Москве, возможно, было связано с возвращением по просьбе И. вел. князем митрополичьему дому отобранной ранее части Ржевской десятины (АФЗХ. Ч. 3. № 58. С. 98).
В 1540 г. И. ходатайствовал перед Иоанном IV за кн. И. Ф. Бельского, князь был освобожден и возвращен в Боярскую думу. В 1541 г. по просьбе И. Ф. Бельского И. «печаловался» о брате последнего кн. С. Ф. Бельском, в 1534 г. бежавшем из страны и с 1537 г. находившемся у крымского хана. Ходатайства митрополита вызвали гнев противника Бельских кн. И. В. Шуйского, к-рый «на митрополита и на бъяр учал гнев дръжати и к великому князю не ездити... и промеж бояр велик мятеж бысть» (ПСРЛ. Т. 13. С. 132-133, 136-137). 20 дек. 1540 г. по ходатайству И. и членов Боярской думы вел. князь освободил из тюрьмы своего двоюродного дядю св. кн. Димитрия Андреевича Угличского. В дек. 1540 г. по печалованию И. были освобождены из заточения двоюродный брат царя удельный старицкий кн. Владимир Андреевич с матерью кнг. Евфросинией Андреевной. Летом 1541 г., во время нашествия крымского войска на Москву, И. служил молебны в Успенском соборе. На совете в великокняжеских палатах первосвятитель высказался за то, чтобы государь и его брат Юрий оставались в Москве ради их безопасности. По мнению И., малолетние князья не могли собрать войско для защиты столицы, как это делали взрослые государи.
Согласно Житию прп. Даниила Переславского, в 1540 г. в Переславле-Залесском были открыты мощи св. кн. Андрея Смоленского. На это было получено благословение митрополита. Однако позднее И. обвинил прп. Даниила в самовольстве, это очень огорчило старца, и он предрек, что И. недолго пребудет на первосвятительском престоле (Смирнов С. И. Житие прп. Даниила, Переяславского чудотворца. М., 1908. С. 62-67).
В результате дворцового переворота, совершившегося 2 янв. 1542 г., к власти вновь пришел кн. И. В. Шуйский, а кн. И. Ф. Бельский, к-рого в борьбе боярских группировок при дворе, очевидно, поддерживал И., был арестован. Согласно «Летописцу начала царства», представляющему офиц. летописание за 1533-1552 гг., кн. И. Ф. Бельского «государь у себя в приближении держал и в первосоветниках да митрополита Иасафа. И бояре о том вознегодоваша на князя Ивана и на митрополита, а митрополиту Иоасафу начаше безчестие и срамоту чинити великую» (ПСРЛ. Т. 13. С. 141). И. оставил митрополичий двор и перешел на Троицкое подворье, куда были посланы дети боярские «с неподобными речьми», едва не убившие главу Церкви. Вскоре И. был выслан в Кириллов Белозерский монастырь. Царь Иоанн IV позднее писал: «Да и митрополита Иосафа с великим бесчестьем с митрополии согнаша» (Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / Изд. подгот.: Я. С. Лурье, Ю. Д. Рыков. М., 1993р. С. 77). Митр. св. Макарий отметил в духовной грамоте, что И. «остави митрополию Рускую и отойде в Кирилов монастырь, в молчальное житие» (АИ. Т. 1. С. 329. № 172). В «Повести о большом пожаре», созданной по повелению митр. Макария, говорится, что бояре согнали со стола митрополитов И. и Даниила, «праведне учащих и обличающих их». В царском архиве хранился «список, как митрополит Асаф сшел с митропольи» (Гос. архив России XVI ст.: Опыт реконструкции / Подгот. текста и коммент.: А. А. Зимин. М., 1978. Ч. 1. С. 691).
Находясь в Кирилловом Белозерском мон-ре, И. давал в обитель щедрые вклады: «...обложил по деисусу икону Пречистыя Богородицы, образ окладу 11 рублев, да денег 100 рублев, да 30 золотых больших по 40 алтын, да 10 золотых угорских по 20 алтын, два кубка серебряные, шуба соболья, опашень, 2 камки на ризы, да наряду на ризы денег 12 рублев, 20 ширинок, 10 рублев на келью, две книги Евангельския Беседы в десть, да на Пролог 3 рубля; и всего дачи его денег опричь кубков серебряных, и шубы собольи, и опашня, и камок, и ширинок, и книг на 165 рублев» (Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского мон-ря // ЗОРСА. 1851. T. 1. Отд. 3. С. 88). Имя бывш. митрополита было включено в монастырский синодик (Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство 2-й четв. XVII в. СПб., 1897. Т. 1. Вып. 1. С. LXVIII). Известны более скромные вклады И. в Троице-Сергиев мон-рь, сделанные вскоре после его низведения с кафедры: «санник сер» (12 февр. 1542), «3 чарки серебряны гладкие, а третьяя с образцы, венцы золочены» (28 марта того же года), Евангелие в бархатном переплете с драгоценными камнями (ВКТСМ. С. 37). В 1542 г. И. дал вкладом «на память своей души» в московский Успенский собор список Иерусалимского устава кон. XV-XVI в. (ГИМ. Усп. № 23).
К сер. 40-х гг. XVI в. И. вернулся в Троице-Сергиев мон-рь (бывш. митрополит назван в числе свидетелей во вкладной грамоте 1545/46 г.; см.: Черкасова М. С. Землевладение Троице-Сергиева мон-ря в XVI-XVII вв. М., 1996. С. 118). В 1548 г. митр. Макарий обратился к И., чтобы получить объяснение реабилитации архим. Чудова мон-ря Исаака Собаки после осуждения его на Соборе в 1531 г. В февр. 1549 г. Исаак Собака был вторично осужден Собором (Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971. С. 131).
В 1551 г. в Троицкий мон-рь для И. привезли на отзыв постановления Стоглавого Собора. «Царское и соборное послание к бывшему митрополиту Иасафу и иже с ним» является 99-й гл. соборных материалов. Ответ И. составляет 100-ю, завершающую главу. То, что замечания И. были включены в памятник в качестве отдельной главы, не может не свидетельствовать о значительном авторитете бывш. митрополита. И. дал оценку нек-рым постановлениям Собора, оговорил ряд особых случаев, выходящих за рамки соборных решений. Бывш. первосвятитель выступил против частого участия в богослужениях мирян, поскольку необходимо «в миру разсужати чины царьскиа и нужи людскиа». И. считал необходимым ограничить деятельность десятильников (сборщиков церковных пошлин) городами, без посылки их в волости, десятильники должны быть подотчетны высшему духовенству. Он выступил за суд архиерея над духовенством по всем делам, писал о необходимости общей трапезы в мон-рях (при этом старые и больные монахи, а также «люди великие», постригшиеся и давшие большие вклады в мон-рь, могут есть и в своих кельях), гостям мон-ря также следует есть за общим столом (при этом И. сделал исключение для Троице-Сергиева мон-ря, т. к. «туто так быти невместимо - безпрестани гость бываеть и день, и ночь»). И. считал нужным объединить мелкие пустыни или приписать их к большому мон-рю («в монастыри упокоити»). Выступал против «немастерского письма» иконописцев, просил организовать их обучение у «добрых мастеров». Предлагал дать льготы «пустым церквам», освободить крестьян от подати на выкуп пленных, советуя брать ее из казны архиереев и мон-рей. И. требовал, чтобы царь запретил бродяжничество молодых «робят», к-рые «свою волю деють, а мир соблажняют», а также «извести» скоморохов. В заключение И. просил царя добавить в рассказ о Соборе 1503 г. упоминание всех архимандритов, игуменов и старцев, принимавших в нем участие (в присланном ему списке был указан только прп. Иосиф Волоцкий), спросив о том старых бояр. Внесение своих замечаний в текст соборных решений И. оставляет на усмотрение царя - как ему «Бог положить на сердце».
В 1552 г. И. встречал в Троицком мон-ре возвращавшегося из победного похода на Казань Иоанна IV. В 1573 г. в послании в Кириллов Белозерский монастырь Иоанн IV нелицеприятно отзывался о жизни бывшего митрополита в Троицком монастыре: «А Асаф что был митрополит, тот с Коровиными да меж собя браняться... Пригоже ли так в Кирилове быти, как Иасаф митрополит у Троицы с крылошаны пировал» (Послания Ивана Грозного / Подгот. текста: Д. С. Лихачев, Я. С. Лурье; ред.: В. П. Адрианова-Перетц. М.; Л., 1951. С. 175, 178).
И. следует отнести к числу выдающихся книжников своего времени. Известно о 43 книгах из б-ки И., нек-рые из них, как предполагается, были переписаны в скриптории митр. Даниила и попали к И., когда он взошел на митрополичий престол. Мн. рукописи из б-ки И. отличаются красивым письмом, а также внешним оформлением. Помимо книг Свящ. Писания и трудов отцов Церкви среди рукописей И. следует отметить 2 сборника житий (А[рсени]й, и[ером]. Описание слав. рукописей б-ки Св.-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1878. Ч. 3. С. 47-49. № 684; С. 203-206. № 783), Киево-Печерский патерик (Там же. С. 106-109. № 713), 2 списка Тактикона Никона Черногорца (Там же. Ч. 1. С. 346-350. № 211; С. 351. № 212) и его же Пандекты (Там же. С. 342-345. № 210). В РГБ в фонде МДА находится принадлежавший И. список «Мерила праведного» (Вздорнов Г. Н. Искусство книги в Др. Руси: Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII - нач. XV вв. М., 1980. С. 57), в Сергиево-Посадском музее-заповеднике хранится принадлежавший И. лицевой Апостол (Спирина Л. М. Лицевые рукописи XVI в. из собрания Загорского музея-заповедника // Древнерус. и народное искусство: Сообщ. Загорского музея-заповедника. М., 1990. С. 88-89). Часть рукописей для И. переписал выдающийся каллиграф и книжный худож. Исаак Собака. Евангелие, начатое по благословению И., он не успел закончить, т. к. первосвятитель был сведен с престола (Серебрякова Е. И. Неизвестный памятник моск. миниатюры XVI в. из собр. Покровского собора // ПКНО, 1991. М., 1997. С. 134-135; Она же. Лицевое Евангелие писца Исаака из собр. ГИМ // Вопросы славяно-рус. палеографии, кодикологии, эпиграфики. М., 1987. С. 47). Собиранием книг И. занимался и в Кирилловой Белозерской обители: в б-ке бывш. митрополита имеются автографы иноков этого мон-ря Нила (Полева) и Гурия (Тушина) (Дмитриева. 1991. С. 309).
В книжном собрании святителя имелись книги с произведениями его современников, напр. «Круг миротворный», написанный по повелению И. новгородским свящ. Агафоном в 1540 г. Собственностью И. был сборник сочинений прп. Максима Грека, автором составленный и правленый (РГБ. МДА. Фунд. № 42). Сборник был создан в кон. 40-х - нач. 50-х гг. XVI в., когда преподобный жил вместе с И. в Троицком монастыре (оба скончались в обители в 1555) (Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977. С. 161-175). Согласно наиболее раннему Сказанию о прп. Максиме, положение находящегося в заточении преподобного улучшилось, когда И. возглавил Церковь (Там же. С. 149-150). По-видимому, только что составленный сборник сочинений был получен И. в Троицком мон-ре из рук автора. И. принадлежала рукопись с т. н. Иоасафовской летописью, созданной при митр. Данииле и послужившей одним из источников Никоновской летописи.
Прежде считалось, что И. написал Житие Новгородского архиеп. Серапиона (А[рсений], и[ером]. Описание слав. рукописей. Ч. 1. С. 218), ныне эта т. зр. отвергнута (см.: Моисеева Г. Н. Житие Новгородского архиеп. Серапиона // ТОДРЛ. 1965. Т. 21. С. 151). В Архангельском соборе Московского Кремля хранится чудотворная Иоасафовская Смоленская икона Божией Матери, к-рую ранее связывали с патриархом Иоасафом I (1634-1640) (Поселянин Е. Богоматерь. С. 495-490). В последнее время установлено, что икона более древняя и она, скорее, может быть связана с И.
И. был погребен в келье прп. Сергия в Троице-Сергиевом монастыре (Список погребенных в Троицкой Сергиевой лавре от основания оной до 1880 г. М., 1880. С. 9. № 66). В 2006 г. при проведении работ в Серапионовой палатке была обнаружена надгробная плита И. В Валаамском синодике имеется запись рода Симеона Скрипицына, к-рая начинается с «митрополита-схимника Иосафа» (Буганов В. И. К изучению Синодика опальных царя Ивана Грозного 1583 г. // Архив РИ. 1993. Вып. 3. С. 150), что позволяет говорить о принятии бывш. митрополитом схимы перед кончиной. Память И. отмечена в лаврском месяцеслове ([Смирнов С. К.] Церк.-ист. месяцеслов Св.-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1850. С. 15).
Канонизацией И. следует считать включение его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому было установлено в 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова). И. также входит в Собор Московских святых, учрежденный в 2001 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Изображения И. в сане игумена и митрополита без индивидуальных черт встречаются на мн. миниатюрах Синодального тома и Царственной книги Лицевого летописного свода (70-е гг. XVI в.; ГИМ. Син. № 962, 149; см.: Лицевой летописный свод XVI в.: Методика описания и изучения разрозненного летописного комплекса. М., 2003. С. 173; Лицевой летописный свод: Факс. изд. рукописи XVI в. М., 2006. Кн. 9, 10). Описание внешности И. содержится в иконописном подлиннике кон. XVIII в. (в отдельном перечне без указания дня памяти, назван «преосвященным»): «Подобием рус, брада Василия Кесарийского, власы с ушей, в шапке и во амфоре, сак бакан, испод голубец» (БАН. Строг. № 66. Л. 155; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 129-130).
В кон. XIX в. «старинный» образ И. с его гробницы (как и свт. Серапиона Новгородского и прп. Дионисия Радонежского) находился в притворе Успенской ц. Гефсиманского скита ТСЛ (Гефсиманский скит. Серг. П., 1898. С. 22). В Соборе Радонежских святых (учеников прп. Сергия) И. представлен на иконе 2-й пол. XIX в. на вост. грани сев.-вост. столпа в Успенском соборе ТСЛ - в 1-м ряду 2-м слева, вполоборота вправо, с благословляющей десницей, в архиерейской мантии и белом клобуке, борода округлая средней величины, с проседью; надпись на нимбе: « ». На 2-рядной иконе «Распятие Христово. Явление Божией Матери прп. Сергию Радонежскому, с избранными и Радонежскими святыми» (посл. треть XIX в., мастерская Малышевых в Сергиевом Посаде) из патриарших (митрополичьих) палат ТСЛ И. изображен графично в левой группе святых, на голове - округлый клобук с крестом. Его фронтальная фигура в фиолетовой мантии, светлом омофоре и клобуке, с жезлом в левой руке помещена на запрестольном семисвечнике 1883 г. в алтаре Успенского собора (семисвечник был изготовлен в память митрополита Московского, священноархимандрита ТСЛ, Макария (Булгакова)).
В ряду монументальных изображений Радонежских святых образ И. (с нимбом) исполнен в живописной манере в стенописи храмов ТСЛ. Так, его фигура в мантии, омофоре и клобуке, с панагией и жезлом помещена на оконном откосе в алтарной части ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842(?), поновления - 1871, 1947). Также И. (с седой бородой) написан в алтаре юж. придела во имя прп. Серафима Саровского трапезной части ц. прп. Сергия Радонежского (1883, поновления XX в.). Возможно, И. был представлен в росписи зап. части храма Христа Спасителя (70-е гг. XIX в., см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 84; назван Иосифом). Примером изображения святого в тиражной графике являются литографии «Святые и преподобные отцы, почивающие в Свято-Троицкой Сергиевой лавре» 1845 г. (экземпляр в СПГИАХМЗ; И. в левой части композиции за прп. Сергием Радонежским), «Вид Троице-Сергиевой лавры» (сер.- 3-я четв. XIX в., издание ТСЛ; лист с раскраской - РГБ).
В иконописи XX в. изображения И. встречаются в произведениях мон. Иулиании (Соколовой): на прямоличной ростовой иконе нач. 50-х гг. XX в. на столбике сени над ракой мощей прп. Никона Радонежского в посвященном ему приделе Троицкого собора ТСЛ (И. в крещатом саккосе и белом клобуке, борода на конце раздваивается; правой рукой благословляет, в левой держит Евангелие; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 139); на иконе «Радонежские чудотворцы» (фотография иконы - Там же. С. 227); с крестом и жезлом в руках - в одном из картушей в стенописи 1955 г. старой братской трапезной лавры; в группе Радонежских чудотворцев - на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» нач. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ - Там же. С. 236-237). На раке И. (ок. 1949, Серг. Посад) в Серапионовой палатке Троицкого собора помещен ростовой прямоличный образ святителя в зеленом саккосе и клобуке, руки сложены крестообразно (левой придерживает Евангелие), борода острая на конце, глаза закрыты. Кроме того, образ И. имеется в росписи алтаря ц. Покрова Богородицы МДА (1987-1988), на иконе Радонежских чудотворцев кон. XX в. из ризницы ТСЛ (во 2-м ряду слева рядом с прп. Михеем).